16+
Горячая линия Горячая линия
88003504156 по защите прав потребителей 88003504455 по сан-эпид вопросам Единый консультационный центр Роспотребнадзора 88005554943 (бесплатно)

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЯМ транспортных услуг, в том числе, при пользовании услугами легковых такси и каршеринга

В связи с проведением тематической горячей линии по защите прав потребителей при пользовании услугами такси и каршеринга Управление Роспотребнадзора по Томской области информирует о правах потребителя в случае предоставления услуг перевозки пассажиров легковым такси.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме с использованием любых средств связи (путем телефонного звонка, оставления заявки на интернет-сайте, направления СМС - сообщения и другое):

  • непосредственно с водителем такси, являющимся индивидуальным предпринимателем и действующим от своего имени,
  • путем направления заказа организации-перевозчику, которая вправе привлекать водителей для выполнения услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Не всегда исполнителем услуг такси является тот, кто принимает заказ, зачастую это бывают специалисты диспетчерских служб.

Принятый к исполнению заказ исполнитель обязан зарегистрировать в журнале регистрации и сообщить его номер пассажиру.

Пассажир вправе определить маршрут перевозки, сообщить другую необходимую информацию, связанную с особенностями перевозки (например, перевозка ребенка, требующая использование специального удерживающего устройства, незапрещенная перевозка животных, наличие багажа и другие).

В салоне такси на передней панели справа от водителя должна быть размещена информация:

  • полное или краткое наименование перевозчика;
  • условия оплаты за пользование такси;
  • визитная карточка водителя с фотографией;
  • наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В такси должны находиться правила пользования транспортным средством, которые предоставляются пассажиру по его требованию.

Перевозчик обязан выдать пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

В соответствии со ст. ст. 717, 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителя» пассажир вправе в любой момент отказаться от исполнения договора перевозки при условии оплаты исполнителю суммы фактически понесенных им расходов.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору, ненадлежащую информацию об услуге исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Пассажир при обнаружении недостатков оказанной услуги перевозки вправе также потребовать по своему выбору:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель имеет право на возмещение причиненных исполнителем убытков (ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»), вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира в результате предоставления некачественных услуг перевозки или предоставления ненадлежащей информации об услуге (ст. 14 Закона «О защите прав потребителя»).

До подачи искового заявления в суд обязателен претензионный порядок урегулирования споров в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа (п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Дополнительно информируем, что каршеринг (англ. carsharing) - вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки - по договоренности). Такая модель аренды автомобилей удобна для периодического пользования автотранспортным средством или в случае, когда необходим автомобиль, отличный от марки, типа кузова и грузоподъемности от обычно используемого.  

Потребителю транспортных услуг необходимо знать, что поскольку договор перевозки является договором на оказание услуг, к нему применимы общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества установлены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  в соответствии с которой перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков; соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по факту их обнаружения, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по завершению оказания услуги.  Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом устанавливаются Уставом автомобильного транспорта (УАТ) от 08.11.07г. № 259-ФЗ.

Право потребителя на безопасность оказываемой услуги закреплено ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».   

Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в параграфе 3 главы 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей свое полное наименование, место ее нахождения, режим работы, информацию о лицензии. Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ).

Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»)

Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о расписании движения транспорта, стоимости проезда и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям граждан льготах и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

Ответственность перевозчика за не предоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами - потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков.

Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги - просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по разному. По общему правилу перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. 796 ГК РФ ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

  • стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
  • в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
  • утраты груза или багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Наряду с возмещением ущерба перевозчик обязан возвратить стоимость провоза груза или багажа.

Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным транспортом - 1 год, в отношении штрафов и пеней - 45 дней (ст. 39 УАТ). При этом, исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 42 УАТ. 

 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей