16+
Горячая линия Горячая линия
88003504156 по защите прав потребителей 88003504455 по сан-эпид вопросам Единый консультационный центр Роспотребнадзора 88005554943 (бесплатно)

Об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Томской области по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2020г

За девять месяцев 2020г. в Управление Роспотребнадзора по Томской области по вопросам защиты прав потребителей поступило 1452 обращения. Из общего количества поступивших обращений на нарушение прав потребителей количество письменных обращений от граждан составило - 1406 обращений, из иных органов (организаций) - 306 обращений.

506 обращений касались вопросов нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, из них при продаже промышленных товаров – 480, продовольственных – 26.

В сфере услуг наибольший удельный вес составили обращения, связанные с предоставлением финансовых услуг – 98 обращений, из них по банковским услугам 73, бытовых услуг – 158, услуги связи – 101, жилищно-коммунальных услуг – 133, туристических услуг - 73, Транспортных услуг – 108, из них воздушным транспортом – 77.

 

Преимущественно граждане в своих обращениях обжаловали действия сотрудников торговых предприятий по отказу в обслуживании без маски, обжаловали действия туроператоров по факту отказа в возврате денежных средств за несостоявшейся тур, а также действия авиаперевозчиков.

 

В рамках горячей линии проконсультировано 347 граждан.

 

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Томской области на отчетную дату в рамках Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента в целях проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей по обращениям граждан было проведено 41 контрольно-надзорное мероприятие в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 2 административных расследования. По Постановлению А.Ю. Поповой  проведено 3 мероприятия.

 

По результатам  федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей было выявлено 90 нарушений обязательных требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

 

По фактам выявленных нарушений в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также на основании ст. 28.1 КоАП РФ специалистами должностными лицами Управления возбуждено 36 дел об административных правонарушениях: в сфере розничной торговли (29), по финансовым услугам – 4, по жилищно-коммунальным услугам – 1, услугам почтовой связи – 1 и по услугам перевозки пассажиров – 1.

 

В связи с выявленными в ходе проверок нарушениями в области защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Томской области и по итогам рассмотрения административных дел поступивших от иных органов было вынесено 56 постановлений.

 

В соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  установлен мораторий на проведение проверок с 1 апреля по 31 декабря 2020 года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых применяются положения пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федеральный закон № 294-ФЗ,  в соответствии с которым основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

В соответствии с п. 5 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ за 9 месяцев 2020г. вынесено 47 предостережений. Предостережения выдавались за нарушения, которые не представляли угрозу жизни и здоровья граждан (отсутствие информации о продавце (исполнителе), об оказываемых товарах (услугах). По всем предостережениям от хозяйствующих субъектов в адрес отдела Управления поступила своевременная информация об устранении нарушений.

 

Специалистами за 9 месяцев 2020г. в суд всего подано 51 иск, из которых 49 - в защиту прав конкретных потребителей, 2 иска - в защиту группы потребителей.

На отчетную дату 26 исков в защиту прав конкретных потребителей из 26 судом рассмотрено в пользу потребителей.

Наибольшая доля удовлетворенных исков касалась споров, вытекающих из договоров в сфере розничной торговли (13 исков (50 %)) и была связана с продажей товаров ненадлежащего качества (5 исков), а также нарушением сроков поставки товара по договору купли-продажи (8 исков). 8 из рассмотренных дел касались некачественного оказания услуг по договорам бытового подряда, 1 – некачественное оказание услуг связи, 1 – общественное питание, 3 – отказ в возврате денежных средств туроператором за несостоявшейся тур.

23 дела в настоящее время находится на стадии рассмотрения, среди которых 6 дел связано с продажей некачественных товаров (сотовых телефонов, мебели и др.) 1 – причинение убытков при ремонте автомобиля, 10 – невыполнение обязательств по договору (туризм), 4 – с некачественным оказанием бытовых услуг, 1 - оказание некачественных стоматологических услуг, 1 – отказ в возврате денежных средств за несостоявшееся зрелищное мероприятие.

На отчетную дату рассмотрено и удовлетворено судом 2 иска в защиту группы потребителей.

Иски в защиту группы потребителей были поданы в связи отказом  исполнителей в возврате денежных средств потребителям за неоказанные развлекательные услуги (организация праздника).

Всего за 9 месяцев 2020г. по результатам судебных разбирательств потребителям присуждено 2825700 руб., из них в счет возмещения морального вреда – 159400 руб.

Средняя взысканная сумма на один удовлетворенный иск составила 100917,86 руб.

 

На рассмотрении суда находилось дело об обжаловании действий продавца по факту продажи товара ненадлежащего качества, а именно товар (наушники «Apple AirPods») не соответствовал информации о производителе товара. Данный факт был подтвержден авторизованным сервисным центром, который в акте выполненных работ указал, что оборудование не является продуктом компании Apple. Исходя из представленных сторонами доказательств, судом исковое заявление было рассмотрено в пользу потребителя.

Ответчиком на решение суда первой инстанции подана апелляционная жалоба.

Также на рассмотрении суда находилось дело об оказании исполнителем услуг по видеонаблюдению ненадлежащего качества. В ходе рассмотрения дела исполнителем не представлено доказательств оказания услуг надлежащего качества, ходатайство о назначении экспертизы заявлено не было. Судом установлено что, до потребителя не была доведена достоверная информация о функциональных возможностях видеокамер в системе видеонаблюдения. При таких обстоятельствах, судом дело рассмотрено в пользу потребителя.

 

Судебная защита конкретного потребителя с участием территориальных органов Роспотребнадзора, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, в защиту конкретного потребителя возможна только в случае, если такая просьба будет отражена в заявлении потребителя, поданном в Управление.

 

За 9 месяцев 2020г. было дано 9 заключений, из которых заявленные требования потребителя были удовлетворены по 5 делам из 9 рассмотренных. Всего по результатам судебных разбирательств, где даны были заключения потребителям присуждено 436300 руб., из них в счет возмещения морального вреда – 15000 руб.

 

Управление Роспотребнадзора по Томской области еще раз информирует о введении с начала 2016г. в действие Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП) где сконцентрирована совокупность документированной информации по вопросам защиты прав потребителей.

ГИС ЗПП сформирован в целях распространения актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), включая информирование о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, а также обеспечения свободного доступа к указанной информации и реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Вместе с этим обращаем внимание, что сообщения, которые оставляют граждане в модуле «Виртуальная приемная» ГИС ЗПП, не являются обращениями в контексте Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В целях защиты своих прав потребители могут обращаться по телефону «горячей линии отдела защиты прав потребителей» 8-800-350-4156. Режим работы телефона «горячей линии»: в рабочие дни: с 9.00 до 17.30 час. (в пятницу: с 9.00 до 16.00 час.). Обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 час.

Электронное обращение можно направить в Управление Роспотребнадзора по Томской области по адресу ufs@70-rospotrebnadzor.ru  или через сайт Управления Роспотребнадзора по Томской области.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей