Управление Роспотребнадзора по Томской области
 

Часто задаваемые вопросы по защите прав потребителей


 

"Приобрела в магазине ноутбук. Через полгода работы от сломался, а продавец принял его на гарантийный ремонт. Я потребовала на время ремонта предоставить мне другой ноутбук, так как он мне необходим для работы, но получила отказ. Обоснован ли такой отказ продавца?"

В соответствии со ст. 20 Закона о защите прав потребителей в отношении товаров длительного пользования продавец, изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. За невыполнение (задержку выполнения) такого требования продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

Для подтверждения факт отказа со стороны продавца в удовлетворении Вашего требование о предоставлении подменного товара, рекомендуем направить в адрес данного хозяйствующего субъекта письменную претензию, в которой нужно зафиксировать указанное требование. При личном вручении претензия оформляется в двух экземплярах. При этом на Вашем экземпляре продавец обязан сделать отметку о принятии им претензии (поставить дату, должность лица, принявшего претензию, его ФИО, и это лицо должно расписаться). При отказе продавца в принятии претензии рекомендуем направить ее посредством почтовой связи на имя продавца по адресу осуществления им деятельности, если юридический адрес его Вам не известен.

«В какие сроки можно предъявить претензию туроператору или турагенту по качеству туристского продукта?»

Правоотношения с туроператором (турагентом) регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года №452.

В силу п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

К таким обстоятельствам относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства; информация уполномоченного органа государственной власти о наличии в стране временного пребывания угрозы безопасности  здоровью граждан.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор (турагент) несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Частью 8 статьи 10 вышеуказанного федерального закона установлен порядок и сроки предъявления претензии к качеству туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Несоблюдение претензионного порядка при предъявлении потребителем гражданского иска туроператору является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта регламентированы в гл. V Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452.