Итоги судебной практики по защите прав потребителей за 2020г.


В Управлении Роспотребнадзора по Томской области (далее - Управление) подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за 2020г.

Из общего количества письменных обращений (2068), поступивших в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области за 2020г. по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, 69 обращений послужило основанием для предъявления Управлением исков в суд в защиту интересов конкретных потребителей и 2 обращения - в защиту группы потребителей. Общая заявленная сумма исков составила 7825803,3 руб.

За 2020г. рассмотрено и удовлетворено судом 35 исков в защиту прав конкретных потребителей.

Наибольшая доля удовлетворенных исков касалась споров, вытекающих из договоров в сфере розничной торговли (18 исков (51,4 %)) и была связана с продажей товаров ненадлежащего качества (7 исков), а также нарушением сроков поставки товара по договору купли-продажи (11 исков). 10 из рассмотренных дел касались некачественного оказания услуг по договорам бытового подряда, 1 - некачественное оказание услуг связи, 1 - общественное питание, 4 - отказ в возврате денежных средств туроператором за несостоявшейся тур, 1- техническое обслуживание автомобиля (причинение убытков).

34 дела в настоящее время находятся на стадии рассмотрения, среди которых 13 дел связано с продажей некачественных товаров (сотовых телефонов, мебели и др.), 9 - невыполнение обязательств по договору (туризм), 9 - с некачественным оказанием бытовых услуг, 1 - оказание некачественных стоматологических услуг, 2 - отказ в возврате денежных средств за несостоявшееся зрелищное мероприятие.

За 2020г.  рассмотрено и удовлетворено судом 2 иска в защиту группы потребителей.

Иски в защиту группы потребителей были поданы в связи отказом  исполнителей в возврате денежных средств потребителям за неоказанные развлекательные услуги (организация праздника).

Всего за 2020г. по результатам судебных разбирательств потребителям присуждено 5085400 руб., из них в счет возмещения морального вреда - 187400 руб.

Средняя взысканная сумма на один удовлетворенный иск составила 137443,24 руб.

Управление в интересах потребителя обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю, в котором просило взыскать с последнего в пользу потребителя уплаченные за товар денежные средства, неустойку за неудовлетворение требований потребителя, стоимость проведения потребителем экспертизы, компенсацию морального вреда, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Основанием для подачи иска послужило то, что потребителем (исцом) у индивидуального предпринимателя (продавца) был приобретен товар, женская сумка, в процессе эксплуатации которой проявился недостаток (слезло покрытие). При обращении к продавцу, с требованием о возврате уплаченных денежных средств за товар, в удовлетворении требований было отказано. Для подтверждения недостатка потребитель обратился к эксперту для проведения товароведческого исследования. Экспертом был установлен скрытый дефект производственного характера, проявившийся в процессе эксплуатации. С результатами исследования потребитель повторно обратился с соответствующими требованиями к продавцу, требования которым также были оставлены без удовлетворения.

Индивидуальный предприниматель (ответчик) иск не признал. В судебном заседании по ходатайству ответчика была назначена судебная товароведческая экспертиза. Согласно экспертному заключению причиной возникновения скрытых дефектов производственного характера, выявленных в женской сумке, послужило нарушение технологических режимов в процессе изготовления искусственной кожи и некачественная установка металлической фурнитуры.

Исходя из представленных сторонами доказательств, заключения эксперта суд пришел к выводу, что недостатки приобретенного истцом товара - женской сумки возникли до ее передачи потребителю, данные недостатки не связаны с нарушением потребителем правил использования, хранения или транспортировки, а также с действием третьих лиц или непреодолимой силы, они носят производственных характер, при этом в договоре купли-продажи выявленные покупателем дефекты сторонами оговорены не были.

Судом дело было рассмотрено в пользу потребителя.

Управлением в интересах потребителя было подано исковое заявление о взыскании с общества в пользу потребителя уплаченных денежных средствах по договору подряда, неустойки за неудовлетворение требований потребителя, расходов за проведение потребителем экспертизы, компенсации морального вреда, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, в связи с тем, что работы по договору бытового подряда (укладка тротуарной плитки) обществом были выполнены ненадлежащего качества. Недостатки в выполненной работе были подтверждены заключением экспертизы, проведенной потребителем. Заявленные требования потребителя в связи с обнаружением и подтверждением недостатков выполненной работы обществом в добровольном порядке удовлетворены не были.

В ходе предварительного судебного заседания по исковому заявлению между обществом и потребителем было достигнуто мировое соглашение.

Обращаем внимание, как предпринимательского сообщества, так и потребителей, на необходимость разумного и добросовестного подхода к разрешению спорных ситуаций.

Судебная защита конкретного потребителя с участием территориальных органов Роспотребнадзора, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, в защиту конкретного потребителя возможна только в случае, если такая просьба будет отражена в заявлении потребителя, поданном в Управление.

За 2020г. было дано 10 заключений, из которых заявленные требования потребителя были удовлетворены по 5 делам из 9 рассмотренных. Всего по результатам судебных разбирательств, где даны были заключения потребителям присуждено 436300 руб., из них в счет возмещения морального вреда - 15000 руб.

В целях защиты своих прав потребители могут обращаться по телефону «горячей линии» отдела защиты прав потребителей» 8-800-350-4156. Режим работы телефонов «горячей линии»: в рабочие дни: с 9.00 до 17.30 час. (в пятницу: с 9.00 до 16.00 час.). Обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 час.

Электронное обращение можно направить в Управление Роспотребнадзора по Томской области по адресу ufs@70.rospotrebnadzor.ru  или через сайт Управления Роспотребнадзора по Томской области.