16+
Горячая линия Горячая линия
88003504156 по защите прав потребителей 88003504455 по сан-эпид вопросам Единый консультационный центр Роспотребнадзора 88005554943 (бесплатно)

Итоги судебной практики по защите прав потребителей за 9 месяцев 2019г.


Правовая система четко указывает способы, которыми можно разрешить спорную ситуацию с покупкой некачественного товара. Закон о защите прав потребителей определяет, как основной способ защиты прав потребителей при возникновении спора, судебную защиту.

В Управлении Роспотребнадзора по Томской области подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2019г.

Из общего количества письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей, поступивших в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области за 9 месяцев, количество которых составило 1113 обращений, 25 послужили основанием для предъявления Управлением исков в суд в защиту интересов конкретных потребителей. Общая заявленная сумма исков 2 314 644,62 руб.

На отчетную дату 19 дел из 25 уже рассмотрено и по результатам рассмотрения судом во всех случаях решения приняты в пользу потребителей.

Наибольшая доля удовлетворенных исков касалась споров, вытекающих из договоров в сфере оказания туристических услуг, из которых 10 (53%) исков связанны с невыполнением обязательств по договору о реализации турпродукта (не состоялся тур). Основанием для подачи еще 5 исков послужила покупка потребителями товаров ненадлежащего качества и нарушением сроков поставки товара по договору купли-продажи. В 4 случаях поводом для обращения за судебной защитой явилось оказание бытовых услуг, качество которых не соответствовало заявленным требованиям.

На сегодня 5 дел находится на стадии рассмотрения, среди которых 2 дела связано с продажей некачественных товаров (фильтр для воды, сотовый телефон); 1 - невыполнение обязательств по договору о реализации турпродукта; 2 - о некачественном оказании услуг по изготовлению и монтажу пластиковых конструкций.

Всего за 9 месяцев 2019г. по результатам судебных разбирательств потребителям присуждено 2 209 944,96 руб., из них в возмещение морального вреда - 73000 руб.

Средняя взысканная сумма на один удовлетворенный иск составила 116 312,89 руб.

Судебная защита прав потребителей строится на доказательствах и конкретных данных и, как правило, такая защита индивидуальна.

На практике бывают случаи, когда рассмотрение дела затягивается на длительное время и связано это с проведением экспертизы, например.

С марта 2019г. на рассмотрении суда находится дело о приобретении потребителем фильтра для воды ненадлежащего качества и отсутствии полной и необходимой информации о товаре в момент совершения сделки. В ходе рассмотрения дела в целях установления качества товара, а именно соответствия эффективности очистки питьевой воды после фильтрации санитарным нормам и ГОСТам Российской Федерации, судом была назначена экспертиза, при проведении которой экспертом не была дана оценка всем поставленным судом вопросам, в связи с чем у одной из сторон дела (ответчика) возникли сомнения в отношении экспертного заключения, в связи с чем, судом было принято решение о повторном направлении материалов дела на дополнительное исследование. На сегодня дело находится в стадии рассмотрения.

Не всегда дела, в рамках которых проводятся судебные экспертизы, заканчиваются принятием судом решений в пользу потребителя. Управлением по просьбе потребителя в его интересах был подан иск в связи с покупкой некачественного сотового телефона. В рамках судебного разбирательства была назначена судебная экспертиза. По результатам исследования экспертом дано заключение не в пользу потребителя.

Регламент судебной защиты прав потребителей закреплен в законодательстве Российской Федерации.

В частности, судебная защита конкретного потребителя с участием территориальных органов Роспотребнадзора, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, возможна только в случае, если такая просьба будет отражена в заявлении потребителя, поданном в нашу службу.

Наряду с таким способом защиты потребителя, как подача иска, Роспотребнадзор и его территориальные органы наделены правом на вступление в дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей по собственной инициативе либо по инициативе суда и лиц, участвующих в деле.

За 9 месяцев 2019г. Управление Роспотребнадзора по Томской области в суде было дано 5 заключений

Однако, подача иска - не единственный способ решения конфликта между продавцом (исполнителем) и потребителем. Иногда более эффективным является досудебное урегулирование спора, где правовую и консультационную помощь могут также оказать сотрудники территориального управления Роспотренадзора.


В целях защиты своих прав потребители могут обращаться по телефону «горячей линии» Единого консультационного центра 8-800-555-4943 и по телефону «горячей линии отдела защиты прав потребителей» Управления Роспотребнадзора по Томской области 8-800-350-4156. Режим работы телефонов «горячей линии»: в рабочие дни: с 9.00 до 17.30 час. (в пятницу: с 9.00 до 16.00 час.). Обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 час.

Электронное обращение можно направить в Управление Роспотребнадзора по Томской области  через сайт в разделе "Для граждан"

Личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется в общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Томской области, а также в консультационном центре для потребителей (г. Томск, ул. Елизаровых, 42, телефон 54-09-34).






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей