16+
Горячая линия Горячая линия
88003504156 по защите прав потребителей 88003504455 по сан-эпид вопросам Единый консультационный центр Роспотребнадзора 88005554943 (бесплатно)

Об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Томской области в области защиты прав потребителей за 1-е полугодие 2019


На отчетную дату в Управление Роспотребнадзора по Томской области поступило 754 обращений по вопросам защиты прав потребителей.

В общем объеме всех полученных в 1 полугодии 2019г. обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей (754 обращения), доля письменных обращений составила 85,15% (642 обращений), из них поступивших непосредственно от граждан  - 542 обращения, из органов (организаций) - 100 обращений. В 112 случаях обращения носили устный характер, что составило 14,85% от общего количества обращений.

В основном устные обращения рассматриваются в общественных приемных и в рамках работы горячей линии. Данная форма работы с потребителями приравнивается к личному приему и является более эффективной для оперативных консультаций потребителей, не требующих административного вмешательства. В случае, если гражданин требует ответной реакции, например, в форме контрольного мероприятия, ему рекомендуется направить письменное обращение.

Всего в рамках работы «общественной приемной» и «горячей линии» в 1 полугодии 2019г. было рассмотрено 685 обращений граждан (112 - через «общественную приемную», 573 - по «горячей линии»). В 27 случаях обратившимся оказана помощь в оформлении претензии и разъяснен порядок ее подачи.

В отчетный период 242 обращения (из них 177 письменных) касались вопросов нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, при этом в 176 случаях речь шла о нарушениях при продаже промышленных товаров (из них 114 письменных), в 66 случаях -   при продаже продовольственных товаров (63 письменных).

В сфере услуг основной объем поступивших в 1 полугодии 2019г. обращений составляет при оказании бытовых услуг - 87 (67 письменных); в жилищно-коммунальном секторе - 61 обращение (60 письменных); при оказании услуг связи 51 обращение (50 письменных); обращений, связанных с нарушениями при предоставлении финансовых услуг - 50 обращений (40 письменных), из них по банковским услугам 41 обращение (34 письменных); при оказании медицинских услуг 31 обращение (27 письменных); при оказании туристических услуг 30 обращений (28 письменных); транспортные услуги письменных 28 обращений.

В рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в т.ч. по соблюдению требований технических регламентов, в 1 полугодии 2019г. проведено 50 внеплановых проверок. Из них 13 проверок проведено на основании обращений граждан о фактах нарушения их прав, как потребителей, 37 внеплановых проверок - на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Кроме того, проведено 12 административных расследований, из которых в 11 случаях основанием послужили обращения граждан. По результатам рассмотрения остальных обращений потребителям даны письменные разъяснения, включая рекомендации о дальнейших их действиях в целях разрешения спорных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.

По результатам федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 1 полугодии 2019г.  было выявлено 70 нарушений обязательных требований законодательства, что послужило основанием для возбуждения 38 дел об административных правонарушениях, из которых в сфере розничной торговли - 26, (из них при продаже промышленных товаров - 6, продовольственных - 20); общественного питания - 1; бытовых услуг - 2; туристических услуг - 1; жилищно-коммунальных услуг - 2; образовательных услуг - 1; медицинских услуг - 1; прочие виды деятельности - 4.

 За допущенные нарушения в области защиты прав потребителей Управлением вынесено 74 постановления о назначении административного наказания, из них на юридических лиц - 22, на индивидуальных предпринимателей - 23, на должностных лиц - 24, на граждан - 5. Выдано 25 предостережений.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 310,0 тыс. рублей.

На конец отчетного периода в установленном законом порядке обжаловано 4 постановления (общая сумма штрафа - 125,0 тыс. рублей). По иным постановлениям на сумму штрафа 97 тыс. рублей срок оплаты не истек. Основания для принудительного взыскания штрафных санкций отсутствовали.

1 материал направлен в суд. По материалу судом назначено административное наказание в виде штрафа без конфискации предмета правонарушения.

Основными нарушениями в сфере реализации товаров являются:

- нарушение правил продажи отдельных видов товаров в части отказа в проведении экспертизы при гарантийном обслуживании;

- нарушение требований технических регламентов в части отсутствия полной установленной информации на маркировке, отсутствие знака обращения на рынке;

- не предоставление необходимой и достоверной информации о товаре;

- реализация табачных изделий в 100-метровой зоне от границ образовательных учреждений (Согласно п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг).

Основными правонарушениями в сфере рынка услуг являются:

- не предоставление информации об оказываемых услугах, в том числе, прейскуранта цен;

- оказание услуг с нарушением правил оказания услуг, в том числе:

В 1 полугодии 2019г. по вопросам защиты прав потребителей подготовлено 5 заключений в суд, подано 23 иска в защиту прав конкретных потребителей и 1 административный иск.

На конец отчетного периода рассмотрено 18 исков в защиту прав конкретных потребителей, из которых 17 исков удовлетворено судом, присуждено 1856,0 тыс. рублей, из них 73,0 тыс. рублей морального вреда.

Также рассмотрен и удовлетворен административный иск.

Управление Роспотребнадзора по Томской области напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), где сконцентрирована совокупность документированной информации по вопросам защиты прав потребителей, что предоставляет потребителям возможность в полной мере реализовать свое право на получение консультационной помощи. В системе ГИС ЗПП каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

ГИС ЗПП сформирован в целях распространения актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), включая информирование о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, а также обеспечения свободного доступа к указанной информации и реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

В 1 полугодии 2019г. за разъяснением своих прав и получением консультации по конкретной жизненной ситуации в рубрику «Виртуальная приемная» ГИС ЗПП обратилось 12 потребителей, проживающих в нашем регионе.

Также Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организована работа «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» ПО ВОПРОСАМ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 8 800-100-29-26. И работает ЕДИНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР 8-800-555-49-43.

По телефонам «Горячей линии» и «Единого консультационного цента» ежедневно и круглосуточно граждане могут оперативно получить консультацию или разъяснение по вопросам защиты прав потребителей, включая вопросы защиты своих прав в сфере финансовых услуг.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей