Об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Томской области в области защиты прав потребителей за 1-е полугодие 2018 года


На отчетную дату в УправлениеРоспотребнадзора по Томской области (далее - Управление) поступило 795 обращений по вопросам защиты прав потребителей.

В общем объеме всех полученных в 1 полугодии 2018г. обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей (795 обращения), доля письменных обращений составила 90,57% (720 обращений), из них поступивших непосредственно от граждан  -545обращений,от органов (организаций) - 175 обращений.

В 75 случаях (9,43% от общего количества обращений)обращения носили устный характер и поступили в рамках работы «общественной приемной».

В основном устные обращения рассматриваются как в рамках работы «общественных приемных» и в рамках «горячей линии». Данная форма работы с потребителями приравнивается к личному приему и является более эффективной для оперативных консультаций потребителей, не требующих административного вмешательства. В случае, если гражданин требует ответной реакции, например, в форме контрольного мероприятия, ему рекомендуется направить письменное обращение.

В общей сложности через «общественную приемную» и «горячую линию» в 1 полугодии 2018г. было рассмотрено 435 обращений граждан (75 - через общественную приемную,  360 - по горячей линии).

В отчетный период 356обращений (из них 308 письменных) касались вопросов нарушения прав потребителейв сфере розничной торговли, при этом в 283 случаях речь шла о нарушениях при продаже промышленных товаров (из них 235 письменных), в 73 случаях -   при продаже продовольственных товаров(все письменные).

В сфере услуг основной объем обращений, поступивших в 1 полугодии 2018г., как и в предыдущие годы, касается жилищно-коммунального сектора - 79 обращение (78 письменных), 68обращений были связаны с нарушениями при предоставлении финансовых услуг - (63 письменных), из них по банковским услугам 49обращений (46 письменных); ненадлежащее оказание услуг связи - 56обращений (55 письменных); нарушения при оказании бытовых услуг - 55 (47 письменных).

В рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в т.ч. за соблюдением требований технических регламентов, в 1 полугодии 2018г. проведено89внеплановыхи8плановых проверок. Из них:

-22 проверки проведено на основании поступивших в Управление Роспотребнадзора по Томской области обращений и заявлений от граждан о фактах нарушенияих прав, как потребителей,

- 65 внеплановыхпроверок- на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,

- в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания.

Кроме того, по вопросам защиты прав потребителей проведено 11 административных расследований, из которых в 6 случаях основанием для проведения послужили обращения граждан.

По результатам  федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в  1 полугодии 2018г.  было выявлено 292 нарушения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей.

По фактам выявленных нарушений возбуждено 97дел об административных правонарушениях, из которых в сфере розничной торговли - 84, (из них при продаже промышленных товаров - 30, продовольственных - 54); общественного питания - 4; бытовых услуг - 1; услуг связи - 1; финансовых услуг - 1 (банковские услуги); медицинских услуг - 4;  ЖКХ - 1;прочие виды деятельности - 1.

 За допущенные нарушения в области защиты прав потребителей Управлением вынесено 113 постановлений о назначении административного наказания,из них на юридических лиц - 19, на должностных лиц - 29, на ИП - 51, на граждан - 14. Выдано 13 предостережений.

Сумма наложенных в 1 полугодии 2018г. административных штрафов составила 670,0 тыс. руб.  Сумма взысканных административных штрафовна отчетную дату составила 383,0 тыс. руб.

19 материалов направлено в суд. По 15 материалам судом назначены административные наказания, по двум из которых принято решение о конфискации предмета правонарушения (спиртосодержащая продукция).

Основными нарушениями в сфере реализации товаров являются:

- нарушение правил продажи отдельных видов товаров в части ненадлежащего оформления ценников, отсутствие книги отзывов и предложений и пр.;

- нарушение требований технических регламентов в части отсутствия полной установленной информации на маркировке, отсутствие знака обращения на рынке;

- отсутствие информации о товаре на русском языке, об изготовителе, его месте нахождения;

-  отсутствие или ненадлежащее оформление товарно-сопроводительной документации к товару;

- реализация продукции, свободная продажа которой запрещена;

- реализация табачных изделий в 100-метровой зоне от границ образовательных учреждений (Согласно п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг).

Основными правонарушениями в сфере рынка услуг являются:

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;

-не предоставление информации о стоимости работ до заключения договора;

- оказание услуг с нарушением правил оказания услуг, в том числе:

- отсутствие книги отзывов и предложений;

- отсутствие установленной законом обязательной информации в договоре, либо предоставление недостоверной информации.

Специалистами отдела защиты прав потребителей в 1 полугодии 2018г. для суда подготовлено 1 заключение, подано35исков в защиту прав конкретных потребителей. На конец отчетного периода судом рассмотрено 23 иска, по 21 из которых решения приняты в пользу потребителей. В общей сложности судами присуждено в пользу потребителей 2147,3 тыс. рублей, из них 65,0 тыс. руб. в счет возмещения морального вреда.

Управление Роспотребнадзора по Томской области в очередной раз информирует о введении с начала 2016г. в действие Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП),  где сконцентрирована совокупность документированной информации по вопросам защиты прав потребителей.

ГИС ЗПП сформирован в целях распространения актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), включая информирование о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, а также обеспечения свободного доступа к указанной информации и реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Вместе с этим обращаем внимание, что сообщения, которые оставляют граждане в модуле «Виртуальная приемная» ГИС ЗПП, не являются обращениями в контексте Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».