16+
Горячая линия Горячая линия
8-800-350-4156 по защите прав потребителей и 8-800-350-44-55 по сан-эпид вопросам

Защита прав онлайн-потребителей


Доверие и безопасность граждан к цифровой экономике является залогом ее успеха. Развитие цифровых технологий облегчило большинству потребителям доступ к информации, удобство и возможность выбора товаров и услуг. В связи с чем, защита прав потребителей и расширение их прав и возможностей в этой области является неотъемлемой частью нормативно-правового регулирования, которое должно быть соразмерным по отношению и к потребителю и к поставщикам цифровых товаров и услуг.

Особенностью розничных интернет-продаж является то, что у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке. Такая схема торговли определена ст. 497 Гражданского кодекса РФ. Отношения же с покупателями интернет-магазина регулируются Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» и ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992г. «О защите прав потребителей».

В мае 2017 года Указом Президента Российской Федерации принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которая направлена на повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности потребителей, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также степени безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

В развитие указанной Стратегии в июле 2017 года Правительством Российской Федерации принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», определившая необходимость совершенствования в 2018-2019 году правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях развивающейся экономики нового типа.

В августе 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года., где к числу приоритетных направлений в указанной области отнесена защита потребителей в сфере электронной торговли и названы основные проблемы потребителей в эпоху цифровой экономики.

Уже в ближайшее время ожидается принятие так называемого «закона об агрегаторах» (информационных посредников, которые не являются продавцами (исполнителями), но несут ответственность за последствия причинения ими вреда потребителю), который разрабатывается в целях установления для потребителей дополнительных гарантий того, что информация о приобретаемом товаре или услуге, а также о продавце или исполнителе будет представлена покупателю в полном объеме и без искажения на электронных торговых площадках (маркетплейсах). Ждут потребителей и изменения в части предоставления специализированных электронных сервисов, а также появление правовых основ для формирования онлайн-площадок по досудебному рассмотрению потребительских споров, что позволит снизить количество судебных исков, которые подают потребители.

В 2018 году Всемирный день прав потребителей проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Уже второй год подряд внимание общественности и профессиональных защитников прав потребителей обращено к проблемам трансформации традиционных рынков в цифровые. Так, в 2017 году Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) определила девизом Всемирного дня прав потребителей слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».

В  Управление Роспотребнадзора по Томской области в 2017 году поступило 59 обращений, связанных с нарушениями в сфере электронной торговли.

В  своих обращениях потребители в основном указывали на нарушение сроков доставки товара, о некачественности полученного товара, на несоответствие товара заявленным при заказе требованиям, на уклонение или отказ продавца в добровольном урегулировании спора с покупателем.

Всем потребителям были даны мотивированные ответы с рекомендацией обратиться за защитой своих прав в суд и разъяснением порядка участия представителей Управления Роспотребнадзора по Томской области в судебном процессе, либо об оказании помощи в  оформлении искового заявления и подготовке всех материалов в целях защиты их прав в суде.

            По 2 обращениям потребители воспользовались правом судебной защиты.  По итогам судебного разбирательства судом были вынесены решения в пользу потребителей. С виновных лиц взыскано денежных средств на общую сумму 286155  рублей и 5000 морального вреда.








Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей