Об итогах деятельности отдела защиты прав потребителей за 1-е полугодие 2017
На отчетную дату в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области поступило 703 обращения.
В общем объеме всех полученных в 1 полугодии 2017 г. обращений по вопросам, связанным с защитой прав потребителей (703 обращения), доля письменных обращений составила 89% (625 обращений), из них поступивших непосредственно от граждан - 409 обращений, из иных органов (организаций) - 216 обращений.
В 78 случаях обращения носили устный характер и составили 6,8% от общего количества обращений.
В основном такие обращения рассматриваются в общественных приемных и в рамках работы горячей линии. Данная форма работы с потребителями приравнивается к личному приему и является более эффективной для оперативных консультаций потребителей, не требующих административного вмешательства. В случае, если гражданин требует ответной реакции, например, в форме контрольного мероприятия, ему рекомендуется направить письменное обращение.
В рамках работы «общественной приемной» и «горячей линии» в 1 полугодии 2017 г. было рассмотрено 620 обращений граждан (78 - через общественную приемную, 542 - по горячей линии).
В отчетный период 280 обращений (из них 246 письменных) касались вопросов нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, при этом в 232 случаях речь шла о нарушениях при продаже промышленных товаров (из них 198 письменных), в 54 случаях - при продаже продовольственных товаров (38 письменных).
В сфере услуг основной объем обращений, поступивших в 1 полугодии 2017 г., как и в предыдущие годы, касается жилищно-коммунального сектора - 89 обращение (85 письменных), обращения, связанные с нарушениями при предоставлении финансовых услуг - 96 обращений (78 письменных), из них по банковским услугам 77 обращений (61 письменное); при оказании бытовых услуг - 43 (34 письменных).
В рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в т. ч. за соблюдением требований технических регламентов, в 1 полугодии 2017 г. отделом защиты прав потребителей проведено 124 внеплановых проверки и 2 плановые. Из них 23 проверки проведено на основании поступивших в Управление Роспотребнадзора по Томской области обращений и заявлений граждан о фактах нарушения их прав, как потребителей, и 101 внеплановая проверка - на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Кроме того, отделом проведено 7 административных расследований, основанием для которых послужили обращения граждан.
По результатам федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 1 полугодии 2017г. было выявлено 324 нарушений обязательных требований законодательства о защите прав потребителей.
По фактам выявленных нарушений должностными лицами отдела защиты прав потребителей возбуждено108 дел об административных правонарушениях, из которых в сфере розничной торговли - 95, (из них при продаже промышленных товаров - 92, продовольственных - 3); бытовых услуг - 4; по услугам технического обслуживания и ремонта - 2; услугам связи - 1; финансовым услугам - 2; медицинским - 2; прочие виды деятельности - 2.
За допущенные нарушения в области защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Томской области вынесено 86 постановлений о назначении административного наказания, из них на юридических лиц - 10, на должностных лиц - 28, на ИП - 48
22 материала направлено в суд. По 11 материалам судом назначены административные наказания, по двум из которых принято решение о конфискации предмета правонарушения (спиртосодержащая продукция).
Основными нарушениями в сфере реализации товаров являются:
- ненадлежащее оформление вывески предприятия торговли;
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров в части ненадлежащего оформления ценников, отсутствие книги отзывов и предложений и пр.;
- нарушение требований технических регламентов в части отсутствия полной установленной информации на маркировке, отсутствие знака обращения на рынке;
- отсутствие информации о товаре на русском языке, об изготовителе, его месте нахождения;
- отсутствие или ненадлежащее оформление товарно-сопроводительной документации к товару;
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;
- реализация продукции, свободная продажа которой запрещена;
- реализация табачных изделий в 100-метровой зоне от границ образовательных учреждений (Согласно п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг).
Основными правонарушениями в сфере рынка услуг являются:
- непредоставление полной и достоверной информации об оказываемой услуге, информации об исполнителе (на вывеске организации);
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
- оказание услуг с нарушением правил оказания услуг, в том числе:
- отсутствие правил оказания услуг на объекте,
- отсутствие необходимых реквизитов в договорах, счетах (квитанциях, актах), предусмотренных Правилами оказания услуг;
- отсутствие книги отзывов и предложений;
- не заключение договора в письменном виде (квитанция на оказание услуг является договором);
- отсутствие установленной законом обязательной информации в договоре, либо предоставление недостоверной информации.
Специалистами отдела защиты прав потребителей в 1 полугодии 2017г. для суда подготовлено 5 заключений, подано26 исков в защиту прав конкретных потребителей.
Управление Роспотребнадзора по Томской области еще раз информирует о введении с начала 2016г. в действие Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП) где сконцентрирована совокупность документированной информации по вопросам защиты прав потребителей.
ГИС ЗПП сформирован в целях распространения актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), включая информирование о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов, а также обеспечения свободного доступа к указанной информации и реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.
Вместе с этим обращаем внимание, что сообщения, которые оставляют граждане в модуле «Виртуальная приемная» ГИС ЗПП, не являются обращениями в контексте Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
![]() |
![]() |
![]() |