16+
Горячая линия Горячая линия
8-800-350-44-55

Об отдельных правовых аспектах защиты прав потребителей в сфере выездного туризма


В связи с продолжающимися случаями одностороннего отказа от исполнения туроператорами (турагентами) взятых на себя обязательств в рамках заключенных договоров о реализации туристского продукта, Управление Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Томской области обращает внимание, что согласно нормам гражданского законодательства «при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). При этом «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)» (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Основные права туриста, в том числе, при подготовке к путешествию и во время его совершения, включая транзит, закреплены статьей 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом.

Согласно взаимосвязанным положениям пункта 3 статьи 401 ГК РФ и пункта 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель (туроператор, турагент) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за их ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Однако к таким обстоятельствам не относятся «нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» и т.п.).

Что же касается законной возможности прекращения обязательства по причине невозможности его исполнения, то она в любом случае должна быть обусловлена исключительно обстоятельством, за которое одновременно не отвечает ни одна из сторон соответствующего договора (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).

В соответствии с требованиями пункта 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 года № 452, «исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.

В случае если потребитель выезжает за пределы территории Российской Федерации, исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт, в том числе билет, подтверждающий право на перевозку (в том числе чартерную) до пункта назначения и обратно либо по иному маршруту, согласованному в указанном договоре (в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача билета для соответствующего вида перевозки), ваучер, заключенный в пользу туриста договор добровольного страхования (страховой полис), соответствующий требованиям статьи 17 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в случае, если такой договор заключен исполнителем от имени страховщика), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. При оформлении билета в электронном виде потребителю выдается выписка из автоматизированной системы, содержащей сведения о перевозках.

Каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора.

К таким существенным изменениям обстоятельств относятся:

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта;

изменение сроков совершения путешествия;

непредвиденный рост транспортных тарифов;

невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением такого договора), определяются гражданским законодательством Российской Федерации».

Указанное, в частности, означает, что если в туристский продукт, являющийся предметом договора, т.е. в соответствующий комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую обусловленную договором цену, уплаченную потребителем, входит перевозка не только в страну (место) временного пребывания, но и обратно, потребитель вправе требовать, чтобы в составе передаваемых ему исполнителем документов, были документы (билет и другие), однозначно подтверждающие право на соответствующую перевозку из страны (места) временного пребывания (то же самое касается документального подтверждения права на проживание в определенном договором месте).






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей