16+
Горячая линия Горячая линия
8-800-350-44-55 звонок по Сибирскому региону бесплатный

Правила продажи потребительских товаров и оказания услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет


В связи с тем, что с каждым годом дистанционная торговля завоевывает все большую популярность, специалисты  Управления Роспотребнадзора по Томской области обращают внимание потребителей на ряд ее особенностей, знание которых поможет разобраться в правовых вопросах и в конечном итоге приобрести качественную и безопасную продукцию. 

Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. 

Управление Роспотребнадзора по Томской области информирует, что порядок продажи товаров дистанционным способом, а также отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг регулируются:

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Законом Российской Федерации от 07.02.92. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила).

Перечень товаров, подлежащих продаже дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг, определяется самим продавцом.

Вместе с тем пунктом 5 Правил введены ограничения, согласно которым не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Правила содержат как перечень общей необходимой информации, установленной нормами статей 8-10 Законе о защите прав потребителей, так и некоторую специальную информацию, на которую необходимо потребителю обратить внимание при  таком способе покупки товара.

Информация, размещенная на сайте Интернет-магазина является публичной офертой товара. Это означает, что продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

При принятии решения о покупке товара дистанционным методом особое внимание следует уделить информации, которую предоставляет продавец о себе, о товаре и об условиях покупки.

До заключения договора розничной купли-продажи (далее - договор) продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

К числу информации, которую продавец обязан в письменной форме довести до сведения покупателя в момент доставки товара (для импортных товаров - на русском языке) относится следующее:

а) наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

б) сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

в) цену в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);

г) сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

д) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

е) сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

ж) место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

з) сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

к) сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);

л) информация, предусмотренная пунктами 21 и 32 настоящих Правил;

м) информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Если приобретаемый вами товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то продавцом должна быть предоставлена об этом информация.

Особое внимание необходимо уделить наличию информации о продавце. Если в предложении или при доставке товара не указывается фирменное наименование продавца, а также его адрес, а только указаны контактные телефоны, следует воздержаться от покупки, т.к. в этом случае будет сложно предъявить претензии в случае выявления недостатков в товаре.

Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

В случае непредоставления информации в письменной форме о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара при условии сохранения его товарного вида, потребительских свойств и документа, подтверждающего факт и условия покупки товара (отсутствие последнего не лишает потребителя возможности ссылаться на иные доказательства приобретения товара у соответствующего продавца).

Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации (п.11 Правил продажи дистанционным способом).

При отказе потребителя от товара продавец обязан возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара).

Если приобретенный дистанционным способом продажи товар оказался некачественным, потребитель в целях защиты своих прав должен руководствоваться соответствующими положениями статей 18-24 Закона о защите прав потребителей. А значит, вправе обратиться с претензией к продавцу и жалобой в соответствующие инстанции.

Необходимо учитывать, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат. Вышеназванный Перечень применяется исключительно в контексте статьи 25 Закона о защите прав потребителей, которая в свою очередь распространяет своё действие, в том числе, и на продажу товаров по образцам. 

Пункт 19 Правил не допускает передачу потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров.

На практике с такого рода фактами потребители сталкиваются при продаже товаров с использованием почтовой связи, когда потребителю при получении заказанного товара, упакованного в бандероль, посылку и т.п., в отделениях связи предлагают производить доплату, после чего при вскрытии почтового отправления выясняется, что присланные товары потребителем (полностью или частично) не заказывались.

Продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров, что в некоторых случаях сопряжено с возможностью введения потребителя в заблуждение, в том числе через представителей продавца, как участников процесса исполнения договора купли-продажи, осуществляющих доставку и передачу товара. В связи с этим Правила предусматривают обязанность продавца предоставлять потребителю среди прочего сведения о конкретном лице, которое будет выполнять соответствующую работу (услугу) (подпункт «к» п. 9 Правил).

Статистика обращений по Томской области

В Управление Роспотребнадзора по Томской области продолжают поступать жалобы о нарушении прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом. Всего в  2016г. в Управление Роспотребнадзора по Томской области от граждан поступило 36 письменных обращений о нарушениях в сфере реализации товаров дистанционным способом.

В своих обращениях потребители указывают на непредоставление продавцом в момент продажи товара полной информации об условиях безопасного и эффективного использования приобретенного ими товара; на нарушение сроков поставки товара, заказанного дистанционным способом и не удовлетворение требования о возврате денежных средств в связи с нарушением обязательств по договору; на проявление в момент эксплуатации товара недостатков.

В данной сфере общественных отношений наиболее эффективными являются гражданско-правовые способы защиты права, так как согласно действующим в Российской Федерации правилам, выносить решения по существу имущественных споров на потребительском рынке вправе только суд общей юрисдикции (статья 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Роль Управления  Роспотребнадзора по Томской области в защите прав граждан, приобретающих товары через интернет у продавцов, выражается в участии в судебных процессах в целях дачи заключений по гражданским делам о защите прав потребителей, а также в претензионно-исковом порядке защиты прав потребителей.

Таким образом, при рассмотрении большего числа обращений потребителям были даны мотивированные ответы с разъяснением о возможном участии Управления Роспотребнадзора по Томской области в суде для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты их прав. Два обращения послужили основанием для проведения Управлением Роспотребнадзора оп Томской области внеплановых проверок, по результатам которых в отношении виновных лиц были возбуждены административные дела по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ. По трем обращениям, с учетом полученных в ходе их рассмотрения документов, Управлением поданы исковые заявления в суд о защите прав конкретных потребителей. Все иски удовлетворены.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей