16+
Горячая линия Горячая линия
88003504156 по защите прав потребителей 88003504455 88005554943

О контроле в сфере предоставления гражданам услуг связи


В 2016 г. Управлением Роспотребнадзора по Томской области продолжается деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления гражданам услуг связи. Напоминаем, что одной из основных задач Роспотребнадзора и его органов (учреждений) является обеспечение эффективности осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований при осуществлении надзорной деятельности, в том числе в сфере оказания услуг связи.

За 9 месяцев 2016 г. в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области поступило 82 обращения, касающихся нарушений в данном сегменте услуг, что составило 5% от общего количества обращений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Томской области за отчетный период. За аналогичный период 2015 г. таких обращений было 30 (1%).

В основном в своих обращениях граждане касались следующих вопросов:

- самовольного подключения оператором связи мобильных подписок (контент-услуги);

- необоснованное снятие денежных средств за отправку смс-сообщений на «короткие номера»;

- самовольного подключения оператором связи мобильных подписок (контент-услуги);

- безосновательное начисление и предъявление к оплате задолженности за услуги связи;

- одностороннее изменение оператором связи тарифов на услуги мобильной связи

В связи с тем, что обращения граждан касались в основном оказания помощи в решении вопроса имущественного характера (возврат денежных средств), потребителям были даны соответствующие разъяснения правового характера о дальнейших их действиях в целях урегулирования спорной ситуации. При этом в ходе рассмотрения некоторых обращений было установлено, что «нарушения» стали возможными в результате необдуманных действий самих потребителей. В частности, когда гражданин своими «поспешными» действиями способствует активации «контентных услуг», следуя по предлагаемой ссылке.

Исходя из характера поступивших обращений, Управление Роспотребнадзора по Томской области обращает внимание пользователей услуг связи, что с 1 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», который содержит важные положения, направленные на защиту прав потребителей - пользователей услуг подвижной связи.

Так, в Федеральный закон «О связи» было введено понятие контентные услуги - это «вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности (в том числе услуги по предоставлению абонентам возможности получать на пользовательское (оконечное) оборудование в сетях связи справочную, развлекательную и (или) иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и аналогичных мероприятиях), и стоимость оказания которых оплачивается абонентом оператору связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи». При этом в новой норме пункта 5 статьи 44 Федерального закона «О связи» сформулировано императивное правило, согласно которому их оказание возможно исключительно «с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг». До получения такого согласия «оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг».

Одновременно статья 54 Федерального закона «О связи» была дополнена положением о том, что контентные услуги, оказанные с нарушением установленных данным законом требований, оплате не подлежат.

Также информируем, что со 2 апреля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 марта 2016 года №42-ФЗ «О внесении изменений в статью 55 Федерального закона «О связи» и статью 37 Федерального закона «О почтовой связи» (далее - Закон № 42-ФЗ), с принятием которого сократились сроки рассмотрения претензий, связанных с оказанием услуг связи.

В соответствии с Законом № 42-ФЗ, письменные ответы на претензии по всем видам почтовых отправлений и почтовым переводам денежных средств должны будут даваться в течение тридцати дней вместо двух месяцев (исключение составляют претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, по которым действует прежний срок - 5 дней).

В отношении всех иных услуг связи из установленного правила о 30-дневном сроке рассмотрения претензий исключение сделано лишь для срока рассмотрения претензий, связанных с оказанием услуг междугородной, международной телефонной связи и с обеспечением оператором связи абоненту возможности пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи за пределами территории Российской Федерации, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента не заключён договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. Срок рассмотрения таких претензий остался прежним - в течение 60 дней со дня их регистрации.

При этом согласно п.п. 1 и 2 ст. 44 Федерального закона «О связи», на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан оказывать абонентам услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

На основании п.п. «е» п. 24 Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.

Таким образом, оператор связи может самостоятельно, как устанавливать тарифы (тарифные планы), так и изменять их, но с обязательным уведомлением об этом абонентов. Внесение изменений оператором связи в ценовую составляющую тарифного плана при условии предварительного извещения абонентов признается правомерным.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей