16+
Горячая линия Горячая линия
8-800-350-4156 по защите прав потребителей и 8-800-350-44-55 по сан-эпид вопросам

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Томской области за 2 квартал 2018 года

1.      Общие положения

 

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Томской области  (далее - Управление) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. № 7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Томской области.

Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с внесенными изменениями;

-  Законом Российской Федерации от  07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с внесенными изменениями;

 - Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с внесенными изменениями;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с внесенными изменениями;

-  Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с внесенными изменениями;

-  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами.

При этом основания и порядок проведения мероприятий по контролю закреплены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ);

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1);

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний»;

Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (TP ТС 027/2012);

СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 3;

СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163;

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58;

 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45;

СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. N 73.

Обобщение правоприменительной практики подготовлено за 2 квартал 2018 г. по предварительным результатам контрольно – надзорной деятельности.

За 1-ое полугодие  2018 года фактически были проведены в установленные планом сроки и завершены 255 плановых проверок и 448 внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проводились  по следующим основаниям:

- приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 202 проверки или 45.0% от общего числа внеплановых проверок;

- контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки – 172 проверки (38.4%);

- заявления (обращения) физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о нарушении прав потребителей – 74 проверки (16.5%);

- заявления (обращения) физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 35 проверок (7.8%).

Как и прежде, большую часть от общего количества проведенных проверок составили выездные проверки – 93.3%.

Выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок за 2 квартал 2018 года, согласованного с органом прокуратуры, составило 100%.

В ходе  проведения контрольно-надзорных мероприятий было выявлено 2456 нарушений обязательных требований. За выявленные нарушения Управлением Роспотребнадзора по Томской области было наложено 714 административных наказаний, в том числе: 619 административных штрафа, 85 предупреждений, 4 административное приостановление деятельности и др.

 

2. Правоприменительная практика соблюдения

обязательных требований

 

   В рассматриваемых в докладе сферах деятельности Управления были проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные хозяйствующими субъектами во 2 квартале 2018 г., по результатам анализа установлено следующее.

 

2.1.Сведения о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю в сфере защиты прав потребителей

Во 2-м квартале 2018г. в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области проведено 13 внеплановых проверок, по результатам которых в 8 случаях было выявлено 57 нарушений обязательных требований, составлено 10 протоколов об административном правонарушении, а также проведено 5 административных расследований.

          Контрольные и надзорные мероприятия осуществлялись в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 г. № 764.

Анализ структуры внеплановых проверок во 2-м квартале 2018г. показал следующее основания для проведения проверок:

- по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о фактах  нарушений прав потребителей – 9 проверок (69,2%) от общего числа внеплановых проверок, проведенных во 2-м квартале 2018г.

- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации - 4 (30,8%) проверок от общего числа внеплановых проверок, проведенных во 2-м квартале 2018г.

За 2-й квартал 2018г. по указанным основаниям были проведены внеплановые проверки в отношении объектов:

- розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртсодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами;

- торговли, реализующих товары легкой промышленности, мебель, текстильные товары  на территории Томской области.

- оказывающие почтовые, медицинские услуги и прочие  услуги.

Также во 2-м квартале 2018г. в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области поступило 2 материала от иных органов (полиции и Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области)

Во 2-м квартале 2018г. Управлением Роспотребнадзора по Томской области, по итогам рассмотрения административных дел, было вынесено 14 постановлений о назначении административного наказания, в том числе в виде:

- административного штрафа – 7 (50%) от общего количества вынесенных постановлений во 2-м квартале 2018г.;

-  предупреждения – 7 (50%) от общего количества вынесенных постановлений во 2-м квартале 2018г.

Структура административных штрафов в разрезе субъектов административной ответственности выглядит следующим образом:

- 1 штраф (7,1%) в отношении  гражданина;

- 1 штраф (7,1%) в отношении  должностного лица;

- 9 штрафов (64,4%) в отношении  индивидуальных предпринимателей;

- 3 штрафа (21,4%) в отношении  юридических лиц.

Во 2-м квартале 2018г. общая сумма наложенных административных штрафов составила 123,0 тыс. рублей.

В структуре административных дел по-прежнему преобладают штрафы за нарушения:

- технических регламентов (ч. 1 ст. 14.43, ст. 14.45 КоАП РФ);

- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (статья 14.15 КоАП РФ). При этом средняя сумма одного штрафа на индивидуального предпринимателя составила – 8700 рублей, на юридическое лицо – 27500 рублей, на должностное лицо - тавил 50000 рублей, на гражданина – 1000 рублей.

В рамках реализации приоритетного проекта «Внедрение системы комплексной профилактики обязательных требований» во 2-м квартале 2018г., по итогам рассмотрения административных дел было вынесено 7 предупреждений. Увеличение удельного веса предупреждений связано, в том числе, с применением ст. 4.1.1 КоАП РФ «замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением».

С введением п. 5 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в новой редакции появилась возможность применения, в определенных случаях, такой меры, как «предостережение». За 2-й квартал 2018г.,  вынесено 4 предостережения. Предостережения выдавались по нарушениям, которые не представляли угрозу жизни и здоровья граждан (отсутствие вывески, бейджиков у продавцов и др.) По всем предостережениям от хозяйствующих субъектов в адрес Управления поступила своевременная информация об устранении нарушений.

Обращения потребителей на основные нарушения на ряде социально и экономически значимых объектах:

В сфере розничной торговли:

- продажа некачественного товара;

- нарушение срока передачи (поставки) товара и отказ в возврате уплаченных денежных средств;

- несоответствие цены на кассе, цене на ценнике;

- отказ в возврате денежных средств за товар надлежащего качества /ненадлежащего качества;

- не предоставление обязательной информации о товаре.

В финансовой сфере:

-  нарушение  прав потребителей страховыми компаниями, в части отказа в выплате страхового возмещения (премии) при наступлении страхового случая;

- неправомерные действия кредитных организаций по навязыванию страховки при заключении договора потребительского кредита; навязчивого информирования о задолженности; необоснованного предъявления задолженности;

- обжалование действия микрофиннансовых организаций по нарушению порядка информирования о задолженности и необоснованному предъявлению задолженности.

В сфере оказания бытовых услуг:

- отказ в возврате денежных средств при расторжении договора об оказании услуг;

- некачественное выполнение работ (ремонт, монтаж, пошив, химчистка, парикмахерские услуги);

- не предоставление информации о стоимости работ до заключения договора.

В сфере оказания услуг связи:

- нарушение прав потребителей при предоставлении услуг подвижной связи, телематических услуг связи, услуг почты;

- на качество услуг связи;

- необоснованное списание денежных средств;

Несмотря на то, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей не подразумевает проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обращения потребителей по данным вопросам постоянно поступают в Управление Роспотребнадзора по Томской области.

Основная  часть обращений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг касается различных аспектов:

- нарушение порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;

- нарушения порядка ограничения предоставления коммунальных услуг (электроснабжения),

- отказ управляющих и ресурсоснабжающих организаций в проведении перерасчёта платы за коммунальные услуги при их временном отсутствии или некачественном предоставлении;

Также в этой сфере в своих обращениях граждане указывают на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, в т.ч. неисполнение (ненадлежащее исполнение) управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов (своевременное проведение текущего ремонта (планово-предупредительного ремонта).

По 6 обращениям были даны мотивированные ответы со ссылкой на нормы законодательства Российской Федерации и рекомендацией по обращению в судебные и правоохранительные органы, а также разъяснением порядка дальнейших действий в целях разрешения конкретных спорных ситуаций.

В некоторых случаях гражданам в целях защиты их прав, как потребителей, был разъяснен вопрос возможного участия Управления, как  территориального органа Роспотребнадзора, в суде для дачи заключения, а также о возможной подготовке искового заявления в суд.

23 письменное обращение было перенаправлено в уполномоченные органы по подведомственности для рассмотрения по существу.

 

Выявленные нарушения носили следующий характер:

в сфере розничной торговли – отсутствие установленной информации на маркировке; отсутствие в товарно-сопроводительной документации установленной информации; розничная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена (спиртосодержащая продукция), несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

5 материалов направлено в суд:  1 - по препятствованию проверки стоматологической клиникой (штраф 20000 на ЮЛ), 2 - розничная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена (спиртосодержащая продукция) (общая сумма штрафа 6000 руб. на ИП с конфискацией товара), 2 - отсутствие установленной информации на маркировке (КИЗе) (1 предупреждение).

 

 

 2.2.Сведения о результатах правоприменительной практики при осуществлении надзорных мероприятий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах пищевой промышленности, общественного питания и торговли.

           Во 2 квартале 2018 года  Управлением Роспотребнадзора по Томской области было проведено 71 внеплановых проверок  объектов пищевой промышленности, общественного питания и торговли продуктами питания по следующим основаниям:

- приказы (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 38 проверок (53%);

- контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки – 13 проверок (18%);

- заявления (обращения) физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о нарушении прав потребителей – 20 проверок (28%);

- заявления (обращения) физических и юридических лиц, информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 13 проверок (18%) и др.

     В органы прокуратуры направлено 16 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, согласовано – 13 проверок (81%).

      При осуществлении федерального государственного надзора в рамках  Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в сферах розничной продажи пищевой продукции, оказания услуг общественного питания Управлением Роспотребнадзора по Томской области выявлены следующие типовые нарушения:

       Предприятия продовольственной торговли допускают несоблюдение требований: СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г №55; часть 5 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»; Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;  Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г  №2300-01; «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г №55:

- организации торговли, имеющие специализированные отделы (овощные, рыбные, гастрономические, молочно-жировые и т.д.) часто не имеют изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже.  Согласно п. 5.3. СП 2.3.6.1066-01 «Организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др.»;

- для хранения и подготовки пищевых продуктов часто используются производственный коридор или неприспособленные помещения.  Согласно п. 5.4. СП 2.3.6.1066-01 «В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов. Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук»;

- для отделки помещений и оборудования используются обои, известковая побелка, неокрашенные деревянные доски, плиты из древесно-стружечных материалов, которые невозможно подвергнуть влажной обработке и дезинфекции.  Согласно п. 5.9. СП 2.3.6.1066-01 «Для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке»;

- в холодильном оборудовании отсутствуют термометры для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Из-за отсутствия психрометров не проводится контроль температурно-влажностного режима  хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. Согласно п. 6.2. и п. 6.4. СП 2.3.6.1066-01 «Все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Охлаждаемые камеры рекомендуется оборудовать термореле и (или) системами автоматического регулирования и регистрации температурно-влажностного режима». «Контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей»;

- при приемке большого количества продуктов питания часто пищевые   продукты находятся длительное время в производственных коридорах, а не в холодильном и торговом оборудовании. Согласно п. 7.2. СП 2.3.6.1066-01   «Количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования. Хранение и реализация скоропортящихся продуктов, за исключением продукции, требующей более жестких режимов хранения, осуществляется при температуре не выше +6 град. С;

- не сохраняется до конца реализации продукта питания этикетка (ярлык) от тары поставщика. Согласно п. 7.4. СП 2.3.6.1066-01 «Этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов»;

- не соблюдаются правила товарного соседства при хранении пищевых продуктов и нормы складирования. В холодильных камерах совместно хранятся готовые к употреблению пищевые продукты (сыр, масло, молоко и сырая рыба, мясо, мясные полуфабрикаты. Часть продуктов питания находится на полу при отсутствии подтоварников. Согласно п. 7.6. п. 7.7. п. 7.8. СП 2.3.6.1066-01 «При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи». «Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров». «Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола»;

- не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем. В соответствии с п. 12 ст.17 ТР ТС 021/2011 «необходимо   соблюдать режим хранения и реализации продукции, установленные  ее изготовителем»;

- реализация продукции населению, не соответствующей по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям    ТР ТС 021/2011. В соответствии с п.1. ст.7 ТР ТС 021/2011 «Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной»;

- нарушается маркировка на потребительской упаковке при фасовке  продуктов питания в отсутствии потребителя. В соответствии с п. 5 части 4.12. ст. 4  ТР ТС 022/2011 «При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения».

      Предприятия общественного питания: допускают несоблюдение требований СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; санитарных правил СП 1.1.1058-01 от 10.07.2001г. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий»:

-  отсутствуют туалеты для посетителей. Согласно п. 3.14 СП 2.3.6.1079-01 3.14. «Все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается. Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами;

- оборудование и моечные ванны на предприятиях общественного питания не  оборудованы локальными вытяжными системами с вытяжкой в зоне максимального загрязнения. Согласно п. 4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения»;

- не соблюдается поточность технологических процессов. Согласно п. 5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала;

- некачественно и несвоевременно проводится уборка производственных  помещений. Согласно п. 5.11. СП 2.3.6.1079-01 «Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.  После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола»;

- отсутствует маркировка на разделочном инвентаре. Согласно п. 6.5. СП 2.3.6.1079-01 «В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия»;

- не проводится оценка качества приготовленных полуфабрикатов.  Согласно п. 9.1. СП 2.3.6.1079-01 «Ежедневно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку».

- нарушаются сроки реализации приготовленных блюд. В соответствии  с п. 9.3. СП 2.3.6.1079-01 «Готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 - 3 ч с момента изготовления. Салаты, винегреты, гастрономические продукты, другие холодные блюда и напитки должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа. Блюда, прошедшие тепловую обработку и предназначенные для временного хранения до их реализации, должны быть подвергнуты быстрому охлаждению с температуры +65 °C до +5 °C в течение 1 часа в специальном холодильнике быстрого охлаждения. Порционирование готовых блюд, холодных закусок должно производиться в помещении с температурой воздуха не выше +16 °C на столах с охлаждаемой рабочей поверхностью» (СП 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья).

- несвоевременное прохождение сотрудниками предприятий медицинских осмотров. В соответствии с п. 10 ст.17 ТР ТС 021/2011 «Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза».

-не соблюдаются требования к организации производственных помещений в которых осуществляется  процесс производства (изготовления) пищевой продукции (ст.14 ТР ТС 021/2011);

- не соблюдаются требования к обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее изготовления (ст.10 ТР ТС 021/2011) в части организации производственного контроля, выбора процедуры содержания производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции.

Указанные выше нарушения обязательных требований в сфере производства и обращения пищевой продукции, оказания услуг общественного питания были квалифицированы в соответствии со следующими нормами КоАП РФ:

1) по статье 6.3 КоАП РФ Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

2) по статье 6.4 КоАП РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

3) по статье 6.6 КоАП РФ  Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

4) по статье 8.2 КоАП РФ Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

5) по статье 14.45 КоАП РФ Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

6) по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

7) по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

8) по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Общее количество проверок по итогам, проведения которых выявлены правонарушения составило – 69 проверок (83%) в том числе, плановых проверок 12 (100%), внеплановых проверок – 57 (69%).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий проверено 71 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них осуществляющих деятельность с нарушениями  законодательства 59 (83%).

По итогам проверок специалистами отдела гигиены питания Управления за 2 квартал 2018 года выявлено 268 правонарушений в том числе, по плановым проверкам – 48 правонарушений, по внеплановым проверкам – 220 правонарушения.  

По результатам проверок выдано 69 предписаний об устранении выявленных нарушений.

В целом по сравнению с аналогичным периодом 2017 года общее количество проведенных проверочных мероприятий увеличилось на 23 проверки (рост на 38%).

По итогам проведенных проверок к субъектам применены меры административного воздействия, составлено 104 протокола об административных правонарушениях, в том числе в 3 случаях мировыми судами приняты решения о конфискации предмета административного правонарушения. 15 протоколов об административных правонарушениях и материалов административных дел направлены для рассмотрения в суды города, из них 3-Арбитражный суд, 3 районный, 9 мировой. Из 101 постановления  22 %  составляют нарушения в области технического регулирования, 36 % составляют нарушения в области санитарного законодательства в сфере торговли общественного питания, 45%, в сфере торговли продовольственными товарами, 19% в предприятиях пищевой промышленности.  Применено 17 составов КоАП РФ.

К административной ответственности привлечено 16 юридических лиц  «Доля постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении юридических лиц к общему  количеству постановлений» составила  - 16%.

 

2.3.О правоприменительной практике по разделу надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания. 

           О правоприменительной практике по надзору за лечебно-профилактическими организациями   («Коммунальная гигиена»).

Всего за 2 квартал 2018г. проведено 19 контрольно-надзорных мероприятия в отношении лечебно-профилактических организаций (далее ЛПО), в т.ч.:

- плановая выездная – 12

- контроль предписания – 6

Структура проверок ЛПО по учреждениям за2 квартал 2018г.:

- бюджетные ЛПО – 19

- частные стоматологические учреждения –6

- медицинские центры – 4

Информация о нормативных документах (НД), которые чаще всего нарушаются:

-СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

-СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Основные нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» при проведении мероприятий по контролю в отношении ЛПО.

I. Нарушения требований по санитарно-техническому состоянию:

1.) Раздел 1 – п.п.3 Требования к зданиям, сооружениям и помещениям ЛПО

·                    Согласно п. 3.3.р.1 «Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности».

Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении сбор грязного белья осуществляется в помещении, где хранится чистое белье.

·                    2.) Согласно п. 3.6.р.1 «Структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к настоящим санитарным правилам. С целью создания оптимальных условий проведения лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и обеспечения безопасности труда медицинского персонала площади отдельных помещений могут увеличиваться. Площадь помещений, не указанных в таблице, принимается по заданию на проектирование и определяется габаритами и расстановкой оборудования, числом лиц, одновременно находящихся в помещении, с соблюдением последовательности технологических процессов и нормативных расстояний, обеспечивающих рациональную расстановку оборудования и свободное передвижение больных и персонала».

Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении:

- площади основных помещений в 1,5 раза меньше  от нормируемых требованиями;

- неполный набор помещений для оказания медицинской деятельности ( отсутствие приемно-смотровых боксов)

Раздел 1 п.п. 4. Требования к внутренней отделке помещений

·                                3.) Согласно р.1 п.4.2,4.3

Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

4.3 Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума, должны быть пропаяны.

Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении поверхности потолков, стен не гладкие, имеют дефекты: отстает краска от стен, недоступна для качественной влажной уборки и обработке моющими и дезинфицирующими средствами. В санузлах и душевых на потолке имеются следы протечек, края линолеума на подведены под плинтуса.

Раздел 1 п.п. 6 Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений

·         4.) согласно р.1 п. 6.29. «Вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока предусматривается из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, реактивов и других веществ с резким запахом».

Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении вытяжная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена в помещениях  санитарных узлов;

·         5.) согласно р.1 п.6.4 «Здания МО должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и /или естественным побуждением».

Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении в части помещений: кабинеты массажа, приема врачей, помещениях дневного стационара отсутствует система вентиляции, при этом здание площадью более 500 кв.м.

·         6.) согласно р.1.п.6.5. «Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования».

Пример нарушения: государственным медицинским учреждением не представлены паспорта на приточно-вытяжную вентиляцию, установленную в физиотерапевтическом кабинете, кабинете врача стоматолога, кабинете ЭКГ

·                     7.) согласно р.1 п.п.6.31 «Уровни бактериальной обсемененности воздушной среды помещений в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты не должны превышать допустимых, приведенных в приложении 3».

Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении - уровни бактериальной обсемененности воздушной среды помещений  перевязочной хирургического кабинета отделения не соответствуют требованиям санитарных правил, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний, выданным аккредитованным ИЛЦ.

Раздел 1 п.п. 7. Требования к естественному и искусственному освещению

·         8.) Согласно п. 7.5 главы 1 приложение 5 В медицинских организациях уровень естественного и искусственного освещениядолжен соответствовать санитарным нормам и правилам.

 Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении На рабочих местах медперсонала измеренные уровни освещённости рабочих поверхностей не соответствуют гигиеническим нормативам.

II. Нарушения требований к организации дезинфекционных и стерилизационных мероприятий:

1.) Согласно р. 2 п.п. 2.26 «Стерилизация изделий в неупакованном виде допускается только при децентрализованной системе обработки в следующих случаях:

- при стерилизации изделий медицинского назначения растворами химических средств;

- при стерилизации металлических инструментов термическими методами (гласперленовый, инфракрасный, воздушный, паровой) в портативных стерилизаторах.

Все изделия, простерилизованные в неупакованном виде, целесообразно сразу использовать по назначению. Запрещается перенос их из кабинета в кабинет».

Пример нарушения: в частном медицинском учреждении стерилизация изделий медицинского назначения в воздушном стерилизаторе в малой операционной проводится в неупакованном виде, после чего простерилизованный инструментарий хранится бактерицидной камере Ультра-лайт. Стерильный инструментарий в неупакованном виде переносится из манипуляционной в кабинет гинеколога. Перенос простерилизованного инструментария в неупакованном виде не обеспечивает сохранение его стерильности, создает угрозу контаминации инструментария микроорганизмами и их распространения через инструментарий. в государственном медицинском учреждении в перевязочный хирургический кабинет ИМН после стерилизации в конце смены остаются в воздушном стерилизаторе до утра, в том числе на выходные и праздничные дни (что подтвердила медицинская сестра), т.к. в организации отсутствуют условия, позволяющие сохранять стерильность ИМН, а именно: нет упаковочного материала и/или специального оборудования, предназначенного для хранения ИМН.

·         2.) Согласно р. 2 п.1.4.1. «Использование заниженных концентраций дезинфицирующих средств может привести к сохранению микроорганизмов на объектах окружающей среды и дальнейшему их распространению через изделия медицинского назначения, руки и кожные покровы медицинского персонала и больных».

Пример нарушения: в стоматологическом кабинете произведен отбор дезинфицирующего средства в количестве 1 пробы. Рабочий раствор "Деохлора" не соответствует нормируемым показателям по  массовой доле активного хлора.

·         3.) Согласно р.2.п.2.36. «Стерилизаторы подлежат бактериологическому контролю после их установки (ремонта), а также в ходе эксплуатации не реже двух раз в год в порядке производственного контроля».

Пример нарушения: в стоматологической клинике отсутствует документированная информация (протоколы лабораторных исследований) о результатах бактериологического контроля стерилизующей аппаратуры.

·         5.)Согласно «Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции по его применению».

Пример нарушения: в частной клинике на упаковке простерилизованных многоразовых изделиях медицинского назначения не указан срок хранения и дата стерилизации.

 

III. Нарушения требований к организации проведения производственного контроля:

·         1.) Согласно р. 1 п. 1.7 "Администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами".

Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении нарушаются объемы и периодичность проведения лабораторных испытаний в соответствии с утвержденной руководителем ППК.

·         1.) Согласно р. 11 п.1.6 Мероприятия по дезинфекции водных систем ЛПО (систем водоснабжения, централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха и др.)проводятся с целью профилактики распространения легионеллезной инфекции. Микробиологический мониторинг на наличие легионелл необходимо осуществлять нереже 2 раз в год для централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха, систем горячего и холодного водоснабжения и ежеквартально для бассейнов.

·          Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении не проводится микробиологический мониторинг на наличие легионелл в системе горячего и холодного водоснабжения.

1.) Согласно п.13 приложения к СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" В рамках производственного контроля  лабораторный контроль объектов внешней среды  проводится на паразитологические показатели.

·         Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении в рамках производственного контроля не проводится лабораторный контроль объектов внешней среды  на паразитологические показатели (не предоставлены протоколы лабораторных исследований).

IV. Нарушения требований к условию труда персонала:

·             1.) Согласно: р.1п.15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Персонал ООМД должен проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры с оформлением акта заключительной комиссии. Периодические медицинские осмотры проводятся в организациях, имеющих лицензию на данные виды деятельности. Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным, и региональным календарем профилактических прививок.

п.п.7.1.СанПиН 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» «В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры»), приказ N 302н МЗ и Социального развития РФ от 12 апреля 2011 года, Пример нарушения: не соблюдается полнота и периодичность прохождения медицинского осмотра сотрудниками учреждения:

- отсутствует осмотр врача - терапевта, специалистов: ЛОР, стоматолога, дерматовенеролога у медицинских работников;

- приняты на работу сотрудники без исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций, исследования на гельминтозы и серологического обследования на брюшной тиф;

- медицинский персонал не обследуется на наличие патогенного стафилококка (мазок из зева и носа) - 1 раз в 6 месяцев, на наличие туберкулеза (рентгенография), на носительство анти-HCV, анти-Нbs и ВИЧ- инфекции - 1раз в год;                                                                                                                                                                     - не обследуются ежегодно на гельминтозы;

-не имеют сведений профилактических прививок в соответствии с  Национальным календарем профилактических прививок.

Основные нарушения СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" при проведении мероприятий по контролю в отношении ЛПО за 2 квартал 2018г.

1.) согласно п.п. 4.13. После заполнения пакета не более чем на 3/4 сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении, завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса Б. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками. Перемещение отходов класса Б за пределами подразделения в открытых емкостях не допускается.

Пример нарушения: пакеты с отходами класса Б негерметично упакованы, что не исключает высыпание отходов.

2) согласно п.п. 4.16 Медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается.
Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.

Пример нарушения: отходы класса Б по окончании смены не были перемещены в помещение для временного хранения отходов.

 

Надзор за питьевым водоснабжением населения.

Основные нарушения СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», при проведении мероприятий по контролю за 6 мес. 2018г.

 1. Качество  питьевой воды по органолептическим показателям «мутность»,   химическим     «железо», «марганец», «общая жесткость» не соответствует требованиям санитарных норм:  п. 3.1., п.3.4, п.3.5 Питьевая вода, подаваемая системой водоснабжения не безвредна по химическому составу и имеет неблагоприятные органолептические свойства.

Не эффективно работают новые установленные локально-очистные сооружения модульного типа по очистке воды, в связи,  с чем качество питьевой воды не улучшилось. 

2. Нарушается периодичность проведения производственного контроля качества питьевой воды, р. 4 СанПин 2.1.4 1074-01 «Питьевая вода…».  Не проводится производственный контроль в Богашевском сельском поселении  ( МУП БСП «Орион», в Межениновском сельском поселении, МУП ЖКХ «Водсервис», ООО «ВВК» п. Мирный, д. Киргизка).

Основные нарушения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», при проведении мероприятий по контролю за  1 полугодие  2018г.

1) п.п. 1.4., 1.5., 1.6., 1.11. Отсутствует проект зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

2) п. 1.13. Не  утверждены  проекты зон санитарной охраны  поверхностных водозаборов (р. Томь).  Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

3) Отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов о соответствии. ст.11,  ч.3  ст.18 федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

4)  Объекты питьевого водоснабжения (скважины) эксплуатируются  с нарушением требований санитарных норм:  п.3.2 санитарных правил  санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» Зоны санитарной охраны первого пояса не благоустроены, территории не имеют ограждения, свободный доступ к оголовкам скважин, оголовки не герметичны, отсутствует  приустьевой  цементаж, дорожки  с твердым покрытием, отмостки для отвода поверхностных стоков, краны для отбора проб воды, не оборудованы приборами учета воды, отсутствуют подъездные пути.

            Нарушения ч.1, ч.3, ч.5 ст.34, ст.36 федерального  закона  №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Роспотребнадзора №402 от 20.05.2005 «О личной медицинской книжке и санитарном  паспорте», Приказа №229 Министерства здравоохранения Российской Федерации «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»   от 29.06.2000г- Отсутствуют  личные медицинские книжки у работников обслуживающих водопроводные сооружения, отсутствует санитарно-гигиеническое обучение.

 

2.4.Cведения о результатах правоприменительной практики по надзору за радиационной безопасностью

1. На предприятии, проводящем дефектоскопические работы с использованием источников ионизирующего излучения (ИИИ) работы с источниками проводятся одним сотрудником.

1.1. В соответствии с п. п.6.5 СанПиН 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при рентгеновской дефектоскопии» работы с ИИИ должны осуществляться не менее чем двумя работниками. Составляется протокол по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ : нарушения лицензионного законодательства - п.39) ст.12, п.1) части 11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ, п.4 (г) и п.5 Положения «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)(за исключением случая, если эти источники используются в медицинских целях)» от 02.04.2012г. № 278.  Протокол рассматривается судом. Было оштрафовано предприятие на 100т.р.

2. Сотрудники персонала группы А направляются работодателями на ежегодный периодический медосмотр без учета вредного производственного фактора  «ионизирующее излучение».

2.1. В соответствии с п.3.1. приложения №1 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» необходим соответствующий перечень обследований и специалистов, после чего оформляется допуск к работе с ИИИ.

         3. Производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний в соответствии с программой производственного контроля осуществляется не в полном объеме; не представлены протоколы контрольных лабораторных исследований и измерений факторов производственной среды на рабочих местах  за 2016-2017гг, истекший период 2018г., что является нарушением п.1.5. СП 1.1.1058-02 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.6.1.1192-03.

            4.  Неудовлетворительно ведется учет и контроль индивидуальных доз облучения работников, а именно: отсутствуют карточки учета индивидуальных доз персонала группы А.

 В соответствии с п. 2.4.1, 2.4.2, 2.4.7, 3.13.6, 3.13.7 санитарных правил СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)»,  п. 8.11 санитарных правил СанПин 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при  рентгеновской дефектоскопии», необходимо регулярно заполнять карточки учета индивидуальных доз персонала группы А, хранить их в учреждении 50 лет после увольнения работника. Составляется протокол по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за нарушения лицензионного законодательства (п.4.в) Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)(за исключением случая, если эти источники используются в медицинских целях)»).

5. Отсутствуют приборы производственного контроля и учета (дозиметрические приборы, а также дозиметры индивидуальные для персонала).

В соответствии с п. 3.13.1 санитарных правил СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)»,  п. 8.1 санитарных правил СанПин 2.6.1.3164-14 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при  рентгеновской дефектоскопии», необходимо проводить производственный радиационный контроль с помощью поверенных средств дозиметрии.  За невыполнение данных  пунктов санитарных правил составляется протокол по ч.3 ст.14.1  - нарушение лицензионного законодательства : п.4.в) Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)(за исключением случая, если эти источники используются в медицинских целях)».

За второй квартал составлено 6 протоколов  об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ на юридическое лицо; 2 протокола  об административном правонарушении по ст.14.1 КоАП РФ (1 – на юридическое лицо (ч.4 ст.14.1 КоАП РФ),  1 на должностное лицо (ч.3 ст.14.1 КоАП РФ); 2 протокола  об административном правонарушении по ст.19.5. ч.1 КоАП РФ на юридическое лицо.

 

2.5.Основными нарушениями при проведении контрольно-надзорных мероприятий за условиями воспитания, обучения,  питания детей и подростков в организованных коллективах:

 

Информация о нормативных документах (НД), которые чаще всего нарушаются:

1.                  СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»;

2.                  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

3.                  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;

4.                  СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

5.                  Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

 

Перечень основных нарушений и информация о том, как должно быть в соответствии с СанПиН:

 

ü    Нарушение сроков, отсутствие данных о прохождении сотрудниками организаций отдыха и оздоровления детей, общеобразовательных организаций гигиенического обучения и о наличии профилактических прививок

Должно быть:

          «Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года»,

        «Все работники общеобразовательной организации должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок»,

         «Работники детских оздоровительных лагерей должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям»

ü    Ненадлежащее состояние внутренней отделки помещений, в том числе стен, потолков, полов и не своевременное устранение дефектов.

Должно быть: «Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств». «Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений».

ü    Нарушения требований к оборудованию учебных помещений мебелью в соответствии с росто-возрастными особенностями детей и требованиями эргономики, отсутствие маркировки установленной в учебных классах столов и стульев.

Должно быть:

«Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Существует, согласно ГОСТам 11015-93 и 11016-93, 6 номеров мебели, каждый номер мебели соответствует определенной группе роста детей».

ü Уровни искусственной освещенности в учебных помещениях не соответствуют гигиеническим нормативам, имеются неисправные, перегоревшие лампы.

     Должно быть: «Замена вышедших из строя источников света производится своевременно».   

ü В расписании уроков наиболее трудные предметы включены первым или последним уроками

Должно быть: «Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке, 2-4 классов – на 2 – 3 уроках; для обучающихся 5-11 классов – на 2 – 4 уроках».

ü В складских помещениях пищеблока школы, организации отдыха детей отсутствуют приборы для измерения температуры и влажности воздуха

Должно быть: «Складские помещения для хранения сухих сыпучих продуктов оборудуются приборами для измерения температуры и влажности воздуха».

ü Перед приготовлением блюд из яиц в пищеблоке школы не проводится их обработка в дезинфицирующем растворе.

Должно быть: «Обработка яиц проводится при условии их полного погружения в раствор в следующем порядке: 1) обработка в 1-2% теплом растворе кальцинированной соды; 2) обработка в 0,5% растворе разрешенных в установленном порядке дезинфицирующих средств; 3) ополаскивание проточной водой в течение не менее 5 минут с последующим выкладыванием в чистую промаркированную тару».

ü Фактическое меню воспитанников не соответствует примерному утвержденному меню, Должно быть: «Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно подтверждаться необходимыми расчетами».

ü Не соблюдается температурный  режим хранения пищевых продуктов в учреждении: при температуре + 22 гр.С. хранились молочные и  рыбные консервы (на этикетках завода-изготовителя указаны условия хранения - до +180 С и +160С соответственно).

Должно быть: «Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией».

ü Отсутствуют сопроводительные документы на продукты питания (молочные продукты, свежие овощи, крупы), подтверждающие их качество и безопасность.

Должно быть: Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, подтверждающие их качество и безопасность. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции сохраняется до окончания реализации продукции.

 

ü       Для разделки сырых и готовых продуктов используются деревянные доски с трещинами.

ü       Должно быть: Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из дерева твердых пород без трещин и механических повреждений.

ü       Для приготовления третьих блюд в организациях отдыха и оздоровления используется алюминиевая посуда.

Должно быть: третьи блюда (компоты, кисели и другие) готовятся в посуде из нержавеющей стали.

ü       Не соблюдается технология приготовления блюд: На столе для сырых овощей  осуществляется нарезка салатов в емкость для сырых овощей.

Должно быть: Кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению (раздельно для сырых и готовых пищевых продуктов).

       

 

   2.6.Нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за промышленными предприятиями:

1. Не проведены контрольные измерения, подтверждающие безопасность условий труда на рабочих местах при работе с вредными производственными факторами.

1.1. В соответствии с п.1.5. санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, в т.ч. осуществлять производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.

2. При приеме на работу сотрудники не направляются работодателями на предварительный и периодический медосмотр.

2.1. В соответствии с п.6. приложения №3 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

         3. Производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний в соответствии с программой производственного контроля не осуществляется; не представлены протоколы контрольных лабораторных исследований и измерений факторов производственной среды на рабочих местах  за 2016-2017гг, истекший период 2018г., что является нарушением п.1.5. СП 1.1.1058-02 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

             4. Не проводится инструментальный контроль: аэроионного состава воздуха в порядке планового контроля (1 раз в год), в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных зданий» ( не представлены протоколы замеров  за 2016-2017гг, истекший период 2018г.).

        5. Не организовано проведение периодического медицинского осмотра сотрудников ООО «Сибирская машиностроительная компания»  в нарушение приказа Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 года   «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», п.13.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

         6. Нарушены требования при размещении рабочих мест пользователей ПЭВМ – расстояния между столами с мониторами (менее 2 м), расстояния между боковыми поверхностями видеомониторов (менее 1,2 м), что является нарушением п.9.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Нарушение нормативно-правовых актов образует состав административного правонарушения, предусмотренного  ст 6.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий» влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7.  Измеренные параметры и уровни физических и химических производственных факторов на рабочих местах не соответствуют гигиеническим нормам.

Нарушение нормативно-правовых актов образует состав административного правонарушения, предусмотренного  ст. 6.4. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта» влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

8. Не размещен знак о запрете курения у входов в помещения, где курение табака запрещено, - помещения, в которых организованы рабочие места, рабочие зоны, а также в местах общего пользования (туалетах), соответствующие  п.1 требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.05.2014 года №214н, требованиям ч.5 ст.12 Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака».

Нарушение нормативно-правовых актов образует состав административного правонарушения, предусмотренного  ст. 6.25. КоАП РФ

1.                      Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

 За второй квартал по материалам плановых выездных проверок оставлено 2 протокола  об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ на юр.л.; 5 протокола  об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ (2 – юр.л.,2 д.л.); 2 протокола  об административном правонарушении по ст.6.25. ч.1 КоАП РФ на д.л..

 

 

Заместитель руководителя                                                              О.П.Маракулин

 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Санитарный надзор